«Философия может быть лишь маршрутом к знанию.
 Она не может быть знанием,
которое навязывают силой. Если у человека есть
маршрут, он может выяснить, что истинно
для него. Это и есть Саентология».

 Л. Рон Хаббард

Фотография Л. Рона Хаббарда

Статья Л. Рона Хаббарда «Моя философия»

Эссе «Моя философия», написанное в январе 1965 года, называют наиболее полным
 изложением философской позиции Л. Рона Хаббарда.

Философия – очень древний предмет. Это слово означает: «Любовь к мудрости, или к знанию вещей и их причин, теоретическому или практическому, либо изучение мудрости или знания, либо стремление к ним».

Всё, что нам известно в науке или религии, берёт начало в философии. Она стоит за всем остальным знанием, которое у нас есть или которым мы пользуемся, и она превыше его.

Она долго считалась предметом, предназначенным только для университетских аудиторий и интеллектуалов, а для человека с улицы доступ к ней был закрыт практически наглухо.

Находящаяся под защитными покровами непроницаемой учёности, философия была привилегией немногих избранных.

Первый принцип моей собственной философии – это то, что мудрость предназначена для любого, кто пожелает протянуть к ней руку. Она в равной степени служанка простолюдина и короля, и к ней не следует относиться с благоговением.

Первый принцип моей философии – это то, что мудрость предназначена для каждого, кто пожелает протянуть к ней руку.

Эгоистичные учёные мужи редко прощают того, кто пытается разрушить стены тайны и позволить людям войти. Когда Уилл Дюрант, современный американский философ, написал популярную книгу по этому предмету под названием «История философии», он был выброшен за борт своими коллегами-учёными. Так что нападкам подвергается любой, кто пытается принести людям мудрость вопреки протестам «круга избранных».

Вторым принципом моей философии является то, что она должна быть применимой на практике.

Знания, запертые в покрытых плесенью книгах, мало полезны кому-либо, и поэтому ничего не стоят, если ими нельзя воспользоваться.

Третий принцип – это то, что любые философские знания ценны только тогда, когда они истинны или когда они работают.

Эти три принципа настолько чужды области философии, что я дал своей философии имя – Саентология. Это означает просто «знание того, как знать».

Философия может быть лишь маршрутом к знанию. Её невозможно навязать силой. Если у человека есть маршрут, он может выяснить, что истинно для него. Это и есть Саентология.

Познай себя – и истина сделает тебя свободным

Поэтому в Саентологии мы не интересуемся отдельными поступками и индивидуальными отличиями людей. Мы интересуемся лишь тем, как показать Человеку, каким образом он может сделать себя свободным.

Это, конечно же, не очень популярно среди тех, кто живёт за счёт порабощения других или чья власть основана на этом. Но так уж получается, что это единственный найденный мною путь, который действительно улучшает жизнь человека.

Подавление и притеснение – вот основные причины депрессии. Если вы освободите человека от них, то он может расправить плечи, стать здоровым, стать довольным жизнью.

И хотя это, возможно, не популярно среди рабовладельцев, это очень популярно среди остальных людей. Обычному человеку нравится быть счастливым и здоровым. Ему нравится понимать, что происходит. И он знает, что его путь к свободе пролегает через знание.

Поэтому с 1950 года человечество стучалось в мою дверь. Не имело значения, где я жил и как далеко я находился. С тех пор как я впервые опубликовал книгу* на эту тему, моя жизнь больше не принадлежала мне одному.

Мне нравится помогать другим, и для меня величайшее удовольствие в жизни – видеть, как человек освобождается от теней, омрачающих его дни.

Эти тени кажутся ему такими плотными и ложатся на него таким тяжким бременем, что, когда он обнаруживает, что это именно тени и он может видеть сквозь них, проходить сквозь них и вновь оказываться на солнце, он в полнейшем восторге. И боюсь, что я в таком же восторге, как и он.

Я видел много людских страданий. В ранней молодости я странствовал по Азии и видел мучения и страдания людей в малообразованных и перенаселённых странах. Я видел людей, которые равнодушно перешагивали через умирающих на улицах. Я видел детей, о которых даже нельзя было сказать «кости да лохмотья». И среди этой бедности и упадка я находил священные обители, где пребывала великая мудрость, но где она была тщательно сокрыта от глаз и выходила только в виде суеверий. Позднее, в университетах Запада, я видел людей, одержимых материальной стороной жизни, и я видел, как со всем хитроумием они прятали имевшуюся у них маленькую толику мудрости в своих неприступных чертогах и делали её недосягаемой для обычных и менее привилегированных людей. Я прошёл через страшную войну и видел её ужас и боль, которые никто не облегчил ни одним добрым, человечным словом. Я прожил отнюдь не отшельническую жизнь и питаю презрение к мудрецам, которые не жили по-настоящему, и к учёным, которые не делятся добытым знанием.

«Мне нравится помогать другим, и для меня величайшее удовольствие в жизни видеть, как человек освобождается от теней, омрачающих его дни».

Было много людей мудрее меня, но немногие прошли столько дорог.

Я изучил жизнь сверху донизу и снизу доверху. Я знаю, какова она с обеих сторон. И я знаю, что существует мудрость и существует надежда.

Ослепший из-за повреждённых зрительных нервов и хромой из-за травм бедра и спины, к концу Второй мировой войны я оказался практически без будущего. В моём послужном списке сказано: «У этого офицера нет какой бы то ни было предрасположенности к неврозам или психозам», но также там сказано: «пожизненная инвалидность». А потом пришёл следующий удар: семья и друзья покинули меня, как предполагаемого безнадёжного калеку и как вероятную обузу для них до конца моих дней. И всё же я постепенно вернул себе здоровье и силу менее чем за два года, используя только то, что я знал и сумел выяснить о Человеке и о его отношениях со вселенной. У меня не было никого, кто мог бы мне помочь; то, что мне необходимо было знать, мне приходилось выяснять самому. А это непростой фокус – учиться, когда не можешь видеть. Я привык к тому, что мне говорили, что всё это невозможно, что нет пути и нет надежды. И всё же я снова стал видеть и снова смог ходить, и я выстроил совершенно новую жизнь. Это счастливая, наполненная делами и, я надеюсь, полезная жизнь. Мне бывает грустно только в те моменты, когда фанатики говорят людям, что всё плохо и нет никакого пути, нет никакой надежды, нет ничего, кроме скорби, однообразия и безысходности, и любая попытка помочь другим – это ложь. Я знаю, что это не так.

Поэтому моя философия состоит в том, что следует делиться мудростью, которая у тебя есть, следует помогать другим, чтобы они помогли себе, и следует продолжать идти вперёд, несмотря на бурю, – ибо впереди всегда ожидает ясная погода. Кроме того, не следует обращать внимания на неодобрительные выкрики эгоистов-интеллектуалов: «Не раскрывайте тайну. Храните её всю для нас. Люди не способны ничего понять».

Но поскольку я никогда не видел, чтобы мудрость, которую хранят для себя, приносила хоть какую-то пользу, и поскольку я люблю видеть других счастливыми, и поскольку я нахожу, что подавляющее большинство людей способно понять и действительно понимает, я буду продолжать писать, работать и учить, пока я живу.

Ибо я не знаю ни одного человека, кто бы обладал монополией на мудрость этой вселенной. Мудрость принадлежит тем, кто может использовать её, чтобы помогать себе и другим.

Если бы мы немного лучше знали и понимали ход вещей, то мы все жили бы более счастливо.

И существует путь к такому знанию, и существует путь к свободе.

Старое должно уступить дорогу новому, ложь должна быть разоблачена истиной, а истина, хоть с ней и воюют, всегда в конце концов торжествует.

 

* «Дианетика: современная наука о разуме», опубликованная в мае 1950 года.